Пищевики-затейники

Несмотря на высокую конкуренцию, предприятиям пищевой отрасли, похоже живется неплохо. На российский рынок приходят новые игроки, «старожилы» лишь без конца расширяют свои продуктовые линейки. Между тем проблема дефицита кадров уже не за горами и вот-вот охватит большинство пищевых производств. Традиционно самыми востребованными здесь считаются «технологи», теперь к ним присоединились «бренд-менеджеры», «главные инженеры» и «руководители производств».

Высокотехнологичные сотрудники

Пищевая отрасль развивается гораздо быстрее других производств. Начало этому процессу положили иностранные предприятия сектора FMCG еще в 90-х, когда многие из них обосновались в Подмосковье, набрали и обучили персонал. Приход новых иностранных компаний, как, впрочем, и развитие отечественного пищепрома, грозит обернуться кадровым дефицитом. Новым предприятиям потребуется больше людей, из-за значительного роста объемов производства старожилы также вынуждены будут привлекать дополнительных сотрудников. Но компании пищевой отрасли всегда уделяли достаточно внимания развитию персонала. Рекрутеры отмечают, что в настоящее время клиентов у них прибавляется и заказов на подбор специалистов для пищевых производств довольно много.

Постоянный рост объемов производства приводит к нехватке самых главных людей на предприятии — технологов. Органолептические свойства производимого продукта — чуть ли не самый важный фактор, залог постоянного успеха у потребителей. В условиях жесткой конкуренции главные технологи ценятся на вес золота. Вместе с ними востребованы и специалисты по контролю качества продукции. Но производство — лишь половина дела, продукт надо уметь продавать. Следовательно, для грамотного позиционирования продукта на рынке будут востребованы брэнд-менеджеры, директоры по маркетингу, торговые представители.

НЕХВАТКА СПЕЦИАЛИСТОВ  ПРИВЕДЕТ  К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СНИЖЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К НАНИМАЕМОМУ ПЕРСОНАЛУ И РАЗВИТИЮ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ 

 Среди позиций, которые требуются для пищевых производств, оказались такие специалисты, как девелопмент-менеджеры. Активная потребность в таких специалистах может быть связана с большим количеством новых проектов в пищевых компаниях. К сложным позициям опрошенные эксперты также относят брэнд-менеджеров, директоров по маркетингу и производству.

 

У многих предприятий главное требование к брэнд-менеджеру формулируется просто: необходим опыт создания и продвижения крупного национального брэнда. Вместе с тем знания и опыт, полученные этим человеком при продвижении табачной и алкогольной продукции, часто оказываются непригодными для продвижения продуктов питания.

 Директор по маркетингу — еще одна проблемная позиция. Найти человека на эту вакансию непросто по целому ряду причин, среди которых — полное соответствие требованиям компании, понимание специфики продукта и сетевой розницы, формирование ассортиментной линейки, ценообразование, развитие продаж, опыт ведения переговоров и управления коллективом. Желателен также опыт работы брэнд-менеджером.

  Со стороны может показаться, что пищевики бывают излишне капризными в процессе поиска необходимого сотрудника и часто ищут «идеального», а не реального кандидата. Однако это не совсем так: просто взаимозаменяемость специалистов в этой сфере не приветствуется, а привлечение специалистов из смежных отраслей не всегда возможно. Впрочем, бывают исключения. Как рассказал HR-директор московской компании по производству кофе, там долго искали директора по производству с опытом работы в той же сфере. Спустя два месяца поиски не увенчались успехом, и тогда в компанию пригласили специалиста с 20-летним стажем, но уже из пивоваренной компании.

 

Уровень заработных плат самых востребованных специалистов пищевой отрасли

 

Позиция

Диапазон зарплат

на 01.05 2005 ($/мес)

Диапазон зарплат

На  01.05.2006

($/мес)

Динамика средних зарплат

(%)

2005

Доля в общем объеме спроса

в 2005 (%)

Доля в общем объеме спроса

в 2006 (%)

Мин.

Средняя

Макс.

Mин.

Средняя

Макс.

Главный инженер

500

2000

4000

1000

1600

3500

-0 20

23

19

Технолог

500

1500

3000

600

1500

3000

0,00

17

18

Главный технолог

700

1750

3000

900

2000

4000

0,10

5

10

Менеджер по продажам

700

2000

3500

600

1900

3500

-0,10

3

9

Начальник производства

600

2100

4300

800

1750

4500

-0,17

6

4

Инженер-технолог

500

1200

4000

700

1000

4000

-0,20

4

3

Технолог по мясу и птицепереработке

600

1400

3000

700

1500

3500

0,10

11

11

Инженер по мясу и птицепереработке

600

2000

4000

500

2000

3500

0,00

11

6

Инженер по производству сахара

600

2000

3800

450

1600

3600

-0,20

4

6

Технолог по производству сахара

600

1500

2700

700

1100

3000

-0,30

4

6

Инженер по производству и переработке зерновых

500

2000

4000

450

1800

3500

-0,10

6

5

Технолог по производству и переработке зерновых

700

2000

3000

800

1700

3000

-0,20

6

5

 В таблице приведены данные компании Headhunter на основании размещаемых вакансий от компаний-работодателей.

 ЗАРПЛАТЫ НА СТАРТЕ    

 Вполне логично, что уровень заработных плат дефицитных специальностей или тяжелозакрываемых позиций постепенно меняется, но этот рост невелик.

Данные по зарплатам прокомментировал Юрий Вировец, генеральный директор Head-Hunter: «Спрос на специалистов в пищевом производстве растет. Тем не менее по некоторым должностям мы можем наблюдать уменьшение средних значений зарплат. Например, если в 2005 году главному инженеру платили в среднем $2 тыс., то в 2006-м — только $1600. Однако это связано не с общим уменьшением зарплат по отрасли, а с тем, что сейчас гораздо больше региональных и небольших компаний ищут специалистов через интернет, в том числе с использованием нашего ресурса. Их зарплаты, естественно, ниже, чем в столице, что также объясняет отрицательную динамику зарплат по некоторым должностям».

 АЖИОТАЖ В ПЕРСПЕКТИВЕ

 Пока еще ситуация, сложившаяся на рынке труда, не вызывает опасений — спрос на квалифицированный персонал существует всегда, и ни о каком ажиотаже пока нет речи. Впрочем, ситуация может измениться самым кардинальным образом. Сейчас специалистов здесь в два раза меньше, чем необходимо.

 

ЕЛЕНА АЛЕЕВА

Яндекс.Метрика