Постоянный рост объемов производства приводит к нехватке самых главных людей на предприятии — технологов. Органолептические свойства производимого продукта — чуть ли не самый важный фактор, залог постоянного успеха у потребителей. В условиях жесткой конкуренции главные технологи ценятся на вес золота. Вместе с ними востребованы и специалисты по контролю качества продукции. Но производство — лишь половина дела, продукт надо уметь продавать. Следовательно, для грамотного позиционирования продукта на рынке будут востребованы брэнд-менеджеры, директоры по маркетингу, торговые представители.
НЕХВАТКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИВЕДЕТ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СНИЖЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К НАНИМАЕМОМУ ПЕРСОНАЛУ И РАЗВИТИЮ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ
Среди позиций, которые требуются для пищевых производств, оказались такие специалисты, как девелопмент-менеджеры. Активная потребность в таких специалистах может быть связана с большим количеством новых проектов в пищевых компаниях. К сложным позициям опрошенные эксперты также относят брэнд-менеджеров, директоров по маркетингу и производству.
У многих предприятий главное требование к брэнд-менеджеру формулируется просто: необходим опыт создания и продвижения крупного национального брэнда. Вместе с тем знания и опыт, полученные этим человеком при продвижении табачной и алкогольной продукции, часто оказываются непригодными для продвижения продуктов питания.
Директор по маркетингу — еще одна проблемная позиция. Найти человека на эту вакансию непросто по целому ряду причин, среди которых — полное соответствие требованиям компании, понимание специфики продукта и сетевой розницы, формирование ассортиментной линейки, ценообразование, развитие продаж, опыт ведения переговоров и управления коллективом. Желателен также опыт работы брэнд-менеджером.
Со стороны может показаться, что пищевики бывают излишне капризными в процессе поиска необходимого сотрудника и часто ищут «идеального», а не реального кандидата. Однако это не совсем так: просто взаимозаменяемость специалистов в этой сфере не приветствуется, а привлечение специалистов из смежных отраслей не всегда возможно. Впрочем, бывают исключения. Как рассказал HR-директор московской компании по производству кофе, там долго искали директора по производству с опытом работы в той же сфере. Спустя два месяца поиски не увенчались успехом, и тогда в компанию пригласили специалиста с 20-летним стажем, но уже из пивоваренной компании.
Уровень заработных плат самых востребованных специалистов пищевой отрасли
Позиция | Диапазон зарплат на 01.05 2005 ($/мес) | Диапазон зарплат На 01.05.2006 ($/мес) | Динамика средних зарплат (%) 2005 | Доля в общем объеме спроса в 2005 (%) | Доля в общем объеме спроса в 2006 (%) | ||||
Мин. | Средняя | Макс. | Mин. | Средняя | Макс. | ||||
Главный инженер | 500 | 2000 | 4000 | 1000 | 1600 | 3500 | -0 20 | 23 | 19 |
Технолог | 500 | 1500 | 3000 | 600 | 1500 | 3000 | 0,00 | 17 | 18 |
Главный технолог | 700 | 1750 | 3000 | 900 | 2000 | 4000 | 0,10 | 5 | 10 |
Менеджер по продажам | 700 | 2000 | 3500 | 600 | 1900 | 3500 | -0,10 | 3 | 9 |
Начальник производства | 600 | 2100 | 4300 | 800 | 1750 | 4500 | -0,17 | 6 | 4 |
Инженер-технолог | 500 | 1200 | 4000 | 700 | 1000 | 4000 | -0,20 | 4 | 3 |
Технолог по мясу и птицепереработке | 600 | 1400 | 3000 | 700 | 1500 | 3500 | 0,10 | 11 | 11 |
Инженер по мясу и птицепереработке | 600 | 2000 | 4000 | 500 | 2000 | 3500 | 0,00 | 11 | 6 |
Инженер по производству сахара | 600 | 2000 | 3800 | 450 | 1600 | 3600 | -0,20 | 4 | 6 |
Технолог по производству сахара | 600 | 1500 | 2700 | 700 | 1100 | 3000 | -0,30 | 4 | 6 |
Инженер по производству и переработке зерновых | 500 | 2000 | 4000 | 450 | 1800 | 3500 | -0,10 | 6 | 5 |
Технолог по производству и переработке зерновых | 700 | 2000 | 3000 | 800 | 1700 | 3000 | -0,20 | 6 | 5 |
В таблице приведены данные компании Headhunter на основании размещаемых вакансий от компаний-работодателей.
ЗАРПЛАТЫ НА СТАРТЕ
Вполне логично, что уровень заработных плат дефицитных специальностей или тяжелозакрываемых позиций постепенно меняется, но этот рост невелик.
Данные по зарплатам прокомментировал Юрий Вировец, генеральный директор Head-Hunter: «Спрос на специалистов в пищевом производстве растет. Тем не менее по некоторым должностям мы можем наблюдать уменьшение средних значений зарплат. Например, если в 2005 году главному инженеру платили в среднем $2 тыс., то в 2006-м — только $1600. Однако это связано не с общим уменьшением зарплат по отрасли, а с тем, что сейчас гораздо больше региональных и небольших компаний ищут специалистов через интернет, в том числе с использованием нашего ресурса. Их зарплаты, естественно, ниже, чем в столице, что также объясняет отрицательную динамику зарплат по некоторым должностям».
АЖИОТАЖ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Пока еще ситуация, сложившаяся на рынке труда, не вызывает опасений — спрос на квалифицированный персонал существует всегда, и ни о каком ажиотаже пока нет речи. Впрочем, ситуация может измениться самым кардинальным образом. Сейчас специалистов здесь в два раза меньше, чем необходимо.
ЕЛЕНА АЛЕЕВА