Машиностроение

Машинострое́ние — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на две группы — трудоёмкое и металлоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение

  • Подъёмно-транспортные машины (грузоподъёмные краны, лифты, подъёмники (вышки), машины непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Энергомашиностроение
  • Производство технологического оборудования по отраслям
  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Нефтегазовое машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.



ИСТОРИЯ

 

Машиностроение, комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Машиностроение является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития Машиностроение в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Главная задача Машиностроение — обеспечить все отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием. В СССР Машиностроение принадлежит особое место в экономике страны в связи с его ведущей ролью в социалистическом расширенном воспроизводстве. Машиностроение явилось базой социалистической индустриализации страны, способствовало превращению СССР в высокоразвитую индустриальную державу.

  Машиностроение — составная часть более широкой производственной группы — Машиностроение и металлообработки, — в которую, кроме Машиностроение, входит производство металлических изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования. В 1972 продукция металлообработки составила 16 % общего объёма продукции Машиностроение и металлообработки. Машиностроение СССР включает такие крупные подотрасли, как энергетическое Машиностроение, электротехническое, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное Машиностроение и другие. Машиностроение занимает 1-е место в промышленности СССР по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. В 1972 на долю Машиностроение и металлообработки приходилось около 1/4 промышленной продукции СССР; удельный вес промышленно-производственных основных фондов Машиностроение и металлообработки в промышленно-производственных основных фондах промышленности составил в 1972 20,9 %, в численности промышленных рабочих — около 39 %. Машиностроение производило в 1970 примерно 30 тысяч наименований изделий. Свыше 60 % продукции Машиностроение выпускается в мелкосерийном и серийном производстве. Для Машиностроение характерен прерывный процесс производства. Большая номенклатура машин и оборудования, их сложность и возможность расчленения на отдельные узлы и детали обусловливают широкую специализацию производства продукции Машиностроение

  Возникновение Машиностроение как отрасли промышленности относится к 18 веку, быстрое развитие Машиностроение получило в 19 веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы построены в 18 веке.

  Машиностроение дореволюционной России было слабо развито и зависело от иностранного капитала, что объяснялось общей экономической отсталостью страны. Выпуск продукции Машиностроение для промышленности был крайне ограниченным как по объёму, так и по номенклатуре; сельскохозяйственное Машиностроение изготовляло несложный инвентарь. Продукция, выпускаемая Машиностроение дореволюционной России, была на более низком техническом уровне, чем машиностроительная продукция стран Западной Европы и США. Автомобили, металлорежущие станки производились в небольшом количестве, а прядильные машины, инструменты, приборы, сложные сельскохозяйственные машины, мощное энергетическое оборудование и многие другие виды машин и оборудования не производились, а импортировались.

  За годы Советской власти создано мощное Машиностроение Политика социалистической индустриализации, всё возрастающий размах капитального строительства вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1-й пятилетке (1929—32) среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности СССР составили 19,2 %, а Машиностроение и металлообработки — 41,3 %; во 2-й пятилетке (1933—37) — соответственно 17,1 % и 23,1 %; за 3 предвоенных года 3-й пятилетки (1938—40) — 13,2 % и 20,7 %. Опережающие темпы развития Машиностроение характерны и для послевоенного периода. Объём валовой продукции Машиностроение и металлообработки в 1972 превосходил уровень 1913 в 1040 раз и 1940 — в 35,1 раза. В таблице приведены данные о производстве важнейших видов машин и оборудования в СССР.

  Машиностроение обеспечило создание крупного современного производственного аппарата во всех отраслях материального производства и высокую степень обороноспособности страны. По состоянию на начало 1973 в народном хозяйстве СССР использовалось 4,08 млн. металлорежущих станков и 948 тысяч кузнечно-прессовых машин, в угольной и горнорудной промышленности работали десятки тысяч угольных комбайнов, врубовых и погрузочных машин, конвейеров, электровозов и других механизмов; в строительстве находилось в эксплуатации 119,2 тысячи экскаваторов, 33,7 тысячи скреперов, 117,5 тысячи бульдозеров, 135,7 тысячи передвижных кранов и большое количество другой техники; в сельском хозяйстве имелось 2,11 млн. тракторов, 656 тысяч зерноуборочных комбайнов, 1,23 млн. грузовых автомобилей (без межколхозных несельскохозяйственных организаций), 1,22 млн. тракторных сеялок и сотни тысяч других машин и механизмов. Огромное количество машин и оборудования получили от Машиностроение все отрасли промышленности, транспорт и связь. На 1 января 1972 основные производственные фонды народного хозяйства СССР составили в ценах 1955 500 млрд. рублей, из них примерно 2/5 приходилось на долю машин и оборудования.

  Опережающее развитие Машиностроение, всё большее насыщение народного хозяйства современными орудиями труда обеспечили систематический рост производительности общественного труда. В 1972 по сравнению с 1940 производительность труда в промышленности возросла примерно в 5,5 раза, в Машиностроение — более чем в 12 раз.

  Успехи в развитии Машиностроение СССР связаны в огромной степени с расширением и совершенствованием его технической базы. К концу 1972 стоимость машин и оборудования, составляющих техническую базу Машиностроение и металлообработки, по предприятиям, состоящим на самостоятельном балансе, оценивалась в 23 млрд. рублей и равнялась примерно 1/5 стоимости всех машин и оборудования в промышленности СССР, причём большая часть этой суммы приходилась на металлообрабатывающее оборудование. В основной своей массе парк оборудования Машиностроение — это высокопроизводительные станки и кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, подъёмно-транспортные и перемещающие механизмы. Значительное место в парке металлообрабатывающего оборудования Машиностроение принадлежит современным агрегатным, специальным и специализированным, уникальным тяжёлым и прецизионным станкам, автоматическим линиям. Возможности технической базы Машиностроение по производству машин и оборудования чрезвычайно велики. Многие виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли промышленности, уникальны и созданы впервые в мире (например, технические устройства для исследования космоса). По объёму выпускаемой машиностроительной и металлообрабатывающей продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения Машиностроение СССР в области совершенствования орудий производства во всех отраслях народного хозяйства, создания и внедрения высокопроизводительного оборудования. Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатационные качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966—72 в Машиностроение СССР создано около 21,7 тысячи новых типов машин и оборудования и 7,5 тысяч новых видов приборов и средств автоматизации.

  Большое развитие получает Машиностроение в 9-й пятилетке (1971—75). Особенно быстро растет выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, химической, лёгкой и пищевой промышленности, подвижного железнодорожного состава, производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. Сельское хозяйство обеспечивается большим количеством тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня производства машиностроительной продукции планируется значительное расширение и техническое перевооружение Машиностроение На машиностроительные предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. Машиностроение совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники.

 

  Высокими темпами развивается Машиностроение и в других социалистических странах. В 1972 по сравнению с 1950 объём валовой продукции Машиностроение и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистические страны располагают возможностями для производства высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют современные машиностроительные предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в Машиностроение и металлообработке Болгарии было занято примерно 25 % промышленно-производственного персонала, работающего в промышленности, в Венгрии 31 %, ГДР около 42 %, Польше свыше 31 %, Чехословакии более 37 %. Из отраслей Машиностроение широкое развитие получили: в Болгарии — производство некоторых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии — производство автобусов, радиопромышленность, в Польше — судостроение, в Румынии — производство химического и нефтяного машиностроения, в Чехословакии — тяжёлое машиностроение, в ГДР — приборостроение, судостроение, производство машин и оборудования для тяжёлой промышленности, в Югославии — судостроение. Увеличение объёма валовой продукции Машиностроение социалистических стран обеспечивается ростом производственных основных фондов Машиностроение и производительности труда.

  Большое значение для развития Машиностроение социалистических стран, в первую очередь стран — членов СЭВ, имеет международное социалистическое разделение труда, основанное на межотраслевой специализации производства. В 1966—70 советский импорт продукции Машиностроение из стран — членов СЭВ составил почти 12 млрд. рублей. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производственных процессов, электронной вычислительной техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие Машиностроение в этих странах. Большое влияние на увеличение объёмов валовой продукции Машиностроение социалистических стран — членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971.

  Основная масса продукции Машиностроение капиталистического мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30 % стоимости производства металлообрабатывающего оборудования основных капиталистических стран, около 50 % электрооборудования промышленного и бытового назначения, свыше 60 % электронного оборудования, 45 % энергетического оборудования, почти 30 % выпуска тракторов, свыше 30 % легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в производстве машиностроительной продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистическом мире по строительству судов и 2-е место после США по производству электронного оборудования и автомобилей.

  Производство машин и оборудования в капиталистических странах с развитым Машиностроение высокомонополизировано. С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производственных мощностей ведущие монополии в Машиностроение осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия американских монополий в Западную Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Западной Европы под контролем монополий США в начале 70-х годов находилось свыше 50 % всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистический капитал США контролирует более 20 % производства тракторов в ФРГ и примерно 45 % их производства во Франции. Американским филиалам в Западной Европе принадлежит 50 % выпуска полупроводников, 95 % — интегральных схем и 80 % — ЭВМашиностроение

  Крупнейшие монополии играют всё большую роль в капиталистическом производстве машиностроительной продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализ

Яндекс.Метрика