Розничная торговля

Розничная торговля (рете́йл, англ. retail)продажа товаров конечному потребителю (частному лицу).

В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже (согласно действующему законодательству, пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации), а предназначен для непосредственного использования.

Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом. В Российской Федерации это Закон о защите прав потребителей.

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.12.2009) вводит следующее определение розничной торговли:

"...3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;..."
Субъекты процесса розничной торговли —
продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

Существует понятие формата розничного магазина. Это набор характеристик, присущих какому-либо виду магазина. Такими характеристиками являются:

  • площадь торгового зала
  • количество товарных позиций
  • уровень обслуживания покупателей
  • технология размещения товара

Есть следующие форматы ритейловой торговли:

  • дискаунтер
  • магазин у дома
  • супермаркет
  • гипермаркет
  • cash&carry
  • универсам
  • универмаг

Торговля может являться сильным инструментом внешней политики. И по сей день умение торговать сильно влияет на мощь государства. Если сравнить розничную торговлю как отрасль экономики, например, с чёрной металлургией, то у розничной торговли есть неоспоримые преимущества: она не загрязняет окружающую среду, не требует сырья для воспроизводства.

Дискаунтер (от англ. discount — скидка, делать скидку) — магазин с широким ассортиментом лучших товаров по оптовым ценам. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала.

В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть бо́льший спрос на данный товар. Таким образом достигается экономия на складских помещениях.

Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции. В период экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно — на 20-40 %.

Магазин у дома (магазин «шаговой доступности») — небольшой магазин, предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих неподалеку покупателей. Зачастую расположен непосредственно в самом доме, на его первом или цокольном этаже.

Ассортимент такого магазина должен быть максимально сбалансированным и состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины.

Супермаркет (от лат. super + mercatus — сверхторговля) — крупный универсальный магазин самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также бумажных изделий для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и мойки посуды, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов для домашних животных (собачьего и кошачьего корма), автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники и т. п. В некоторых супермаркетах есть свои хлебопекарни, предлагаются различные услуги (брокерские, страховые и др.). Супермаркеты часто являются отделениями крупных торговых сетей.

Гипермаркет — это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м². От других магазинов самообслуживания и от супермаркетов гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью. Это не только большие торговые площади (от 5 тыс. м²), но ещё и универсальный ассортимент товаров, превышаюший ассортимент супермаркета в 3—10 раз, особенно это касается непродовольственных товаров, насчитывающий обычно до 40—50 тысяч позиций. Ассортимент может увеличиваться за счет добавления нетипичных групп товаров. На непищевую продукцию в продуктовых гипермаркетах приходится до 35—50 % общего ассортимента.

Гипермаркеты ориентированы как на менее состоятельного клиента, так и на оптовых покупателей. Гипермаркеты в своей рекламе делают акцент на низкие цены товаров-маркеров и широкий ассортимент, проводят разнообразные акции распродажи товаров, предлагают дисконтные пластиковые карты покупателей. Гипермаркеты могут выступать якорными арендаторами крупных торговых центров или собственниками собственных магазинов. Для гипермаркетов существенным условием является просторная парковка.

Cash & Carry. Изначально философия магазинов "Кэш энд Керри" была разработана в США. Однако, свое истинное воплощение этот формат получил в 1964 году, а уже в 1968 г. концепция "Кэш энд Керри" - склад самообслуживания мелких покупателей - распространилась за пределы Германии. В последующие годы магазины "Кэш энд Керри" динамично развивались не только на родном немецком рынке, но и в Нидерландах, а затем и по всему миру, в том числе и в России. Магазины "Кэш энд Керри " - это магазины самообслуживания, которые предоставляют покупателям возможность приобретать различные товары оптом и в розницу, за наличный расчёт. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товаров позволяет компании поддерживать высокий товарооборот во всех категориях продукции.

   Магазины "Кэш энд Керри" предоставляют покупателям широкий ассортимент хозяйственно-бытовых товаров. Магазины работают по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Поскольку нашими основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает заключение договоров.

Универса́м (сокращение от «универсальный магазин самообслуживания») — магазин, в прейскуранте которого находится широкий выбор товаров разных категорий, однако бо́льшая часть ассортимента приходится на продовольственные товары. В отличие от обычного магазина, в универсаме большинство товаров расположено на витринах в открытом доступе. Покупатель сам выбирает, что ему нужно, и расплачивается на кассе при выходе из магазина.

Первым универсамом в СССР был существующий по сей день «Фрунзенский» в ленинградском районе Купчино, открывшийся 3 сентября 1970 года.

В СССР многие универсамы располагались в специальных типовых зданиях. Бо́льшая часть из них продолжает функционировать как универсамы и сейчас, некоторые как независимые акционерные предприятия (например, Универсам №76), некоторые в составе крупных торговых сетей (например, «Копейка», «Пятёрочка» и т. п.).

В 80-е годы подобные универсамы зачастую неофициально назвали «сам-бери» (из-за нехарактерного для советской торговли принципа свободного доступа к товару). Отчасти это название сохранилось до сих пор и было использовано в качестве наименования одной из торговых сетей.

Универсальный магазин (сокр. универмаг) — крупный магазин, осуществляющий торговлю широким ассортиментом продовольственных и/или промышленных товаров. Первые универсальные магазины появились во Франции в середине XIX века и впоследствии получили широкое распространение в других странах.

Чаще всего универсальные магазины располагаются в отдельно стоящих зданиях или торговых центрах. Наличие в универмаге большого ассортимента товаров даёт возможность покупателям приобрести в одном магазине все необходимые товары, что упрощает и ускоряет процесс покупки. Для удобства покупателей в универмагах применяют самообслуживание и продажу товаров с открытой выкладкой (см. универсам).

Универсальные магазины по сравнению с другими типами магазинов имеют более высокую рентабельность, меньшие издержки обращения товарооборота, меньшие эксплуатационные расходы на содержание зданий. Строительство универмага обходится дешевле, чем строительство нескольких небольших магазинов, имеющих в целом такой же размер торговой площади.

В России первые универмаги появились в начале XX века. В СССР на 1 января 1941 года насчитывалось 44 крупных универмага, на 1 января 1975 года — 580 крупных и средних универмагов. Наиболее крупными и известными универмагами в Москве являются ЦУМ и ГУМ, в Санкт-Петербурге — Пассаж и Гостиный двор

Яндекс.Метрика