Данный семинар на тему sale's managers был подготовлен сотрудником компании "ТРИУМФ"  Паюровым К.

МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ

Менеджер по продажам призван осуществлять связь между покупателями и торговыми и производящими организациями. Профессия широко распространена в сфере оптовой торговли. Выделяют следующие специализации менеджеров по продажам в зависимости от вида объекта продажи: потребительские товары; продукция промышленного назначения; услуги.

Менеджер по продажам выполняет следующие работы:

Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров (разработка и построение каналов движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских отношений).

Организует преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключает договоры (купли-продажи, поставки, пр.). Создает и обеспечивает постоянное обновление информационных баз о покупателях (организационно-правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, объемы продаж, своевременность и полнота исполнения обязательств, др.).

Анализирует объемы продаж и подготавливает отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу.

Тем не менее, попробуем выделить типичные функциональные обязанности представителей данной профессии:

  1. Продажи клиентам компании товаров/услуг.
  2. Выполнение плановых показателей по продажам, поставленных руководителем отдела продаж.
  3. Активный поиск потенциальных клиентов-потребителей продукта/услуги.
  4. Ведение переговоров и переписки с клиентами.
  5. Контроль исполнения обязательств, принятых на себя компанией, по отношению к клиентам.
  6. Поддержание и развитие долговременных отношений с клиентами для удержания их интереса к предложениям компании.
  7. Документальное сопровождение клиентской работы: запись истории отношений и контактов с клиентами в базе компании.
  8. Взаимодействие с подразделениями компании в соответствии с установленными процедурами.
  9. Соблюдение принятых в компании стандартов работы с клиентами.
  10. Получение обратной связи от клиентов, участие в продвижении продуктов и услуг.
  11. Ведение и предоставление отчетности о проделанной работе.

 

О компетенциях (или что должен уметь делать менеджер по продажам):

У менеджера по продажам очень широкий спектр функциональных обязанностей. Вот некоторые из них:
поиск покупателя:
поиск контакта с потенциальным покупателем (работа со справочниками, адресными книгами, визиты, телефонные звонки);
привлечение внимания потенциальных покупателей;
организация рекламы, презентаций;
участие в выставках и т.п.

Ведет переговоры с покупателем по:
организации встреч с потенциальным клиентом;
созданию благоприятного эмоционального фона делового общения;
выслушивает клиента, получает информацию о его потребностях;

На основании этой информации, а также сведений о товаре и его возможностях, условиях его продажи и послепродажного обслуживания, формирует торговое предложение клиенту.
Обсуждает торговое предложение, отвечает на вопросы и возражения клиента, ведет поиск взаимовыгодных вариантов сделки.
Заключает сделку.
Создает предпосылки (деловые и психологические) для дальнейшего сотрудничества.
Оформляет сделку, торговый заказ.
Организует выполнение торгового заказа и контроль за соблюдением сроков и условий.
Сдает заказ клиенту.

Аналитическая деятельность специалисту по продажам необходима для успешной работы (подготовительный этап процесса продажи):
изучению свойств продаваемых товаров, сравнение их с конкурентными товарами; изучению потребностей, личностных особенностей клиентов, ведение базы клиентов; изучению документов, отражающих динамику продаж;
составлению отчетов.
Набор функций зависит от величины и структуры предприятий. В небольших фирмах приходится выполнять все обязанности, связанные с процессом продаж, в крупных - менеджер по продаже может заниматься только поиском клиентов, переговорами и заключением сделок.

А также (или дополнительные навыки, необходимые менеджеру по продажам):

У менеджера по продажам специфические условия труда, 8-часовой рабочий день – это большая редкость. Чаще всего менеджер по продажам работает много больше. Свою работу специалист планирует и выполняет как правило в одиночку и сам несет за нее ответственность. Работа связана с нервно-психическими нагрузками, вызванными материальной ответственностью, интенсивным общением с клиентами, зависимостью успешности работы от неподвластных специалисту факторов - колебаний конъюнктуры рынка.

О необходимых личных качествах (или кто может быть менеджером по продажам):

Успешный менеджер по продажам это высообразованный человек с ярко выраженными организационными способностями и аналитическим мышлением, способностями к обучению.

Менеджер по продажам должен быть мобилен и коммуникабелен.

Основными качествами, обеспечивающими успех в этом виде деятельности, являются:

Специалист по продажам обладает комплексом личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять деловое общение и вести переговоры:
общительность,
доброжелательность,
твердый характер,
гибкость поведения,
умение завязать контакт,
создать благоприятный эмоциональный фон,
наблюдательность,
ставить реальные цели и планировать пошаговое их достижение.

Ему необходимы:
организаторские способности,
аналитическое мышление,
готовность обучаться и воспринимать новое.
Ему необходимы знания в области менеджмента, маркетинга, экономики, права, социальной психологии, делового этикета, специфики объекта продажи, приемов его представления и организации продаж, владение навыками общения.
Желательно умение работать на компьютере. Для работы на внешнем рынке необходимо высшее экономическое или юридическое образование и знание иностранного языка.
Работодатели обращают внимание на такие факторы как:
активная жизненная позиция (мотивация на результат, а не процесс),
системное мышление (видеть ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации),
исполнительность,
стрессоустойчивость,
ответственность,
стабильность.

Главный навык – умение продавать. Менеджер, прочитавший массу книг, прошедший специальные тренинги, может неплохо знать теорию продаж, но не уметь продавать. Потому что теория – это хорошо, но без практики научиться невозможно. Менеджер, подготовленный теоретически, а также имеющий опыт работы, может продавать, но может и не продавать (например, из-за отсутствия мотивации). Знающий, умеющий и продающий – вот определения эффективного менеджера по продажам.

Чтобы добиться успеха, представителю данной профессии необходим целый набор личностных качеств, среди которых главное – коммуникабельность. Это не значит, что сейлз должен много говорить... Коммуникабельность определяется тем, как человек может ориентироваться в психологии общения. Умение продавать невозможно без умения понимать людей, их проблемы. Поскольку сейчас в бизнесе нет дефицита товаров, а есть дефицит клиентов, то сотрудники, отвечающие за продажи, прежде всего должны уметь строить отношения с клиентами.

«Хотя работа порой сумасшедшая, сейлз обязан быть собранным и усидчивым,– чтобы ни в коем случае не бросать клиента, а всегда доводить начатое дело до конца».

Компаниям, со сложившимися структурами, нужны "достиженцы", особенно, если клиенты четко могут сформулировать ожидаемые ими от сотрудников результаты.

Приоритеты при окончательном отборе руководители компаний отдают тем специалистам, которые в решении старой проблемы способны найти новые или лучшие методы решения, и готовые одновременно защитить свои принципы и нести личную

Как стать успешным менеджером?

«Настойчивость, нацеленность на результат, амбициозность, стрессоусройчивость», - общие слова, которые ничего не говорят о действительных качествах хорошего менеджера. Чем нужно обладать на самом деле?

Образование

Пушкинский Онегин, человек светский и легкомысленный, читал Апулея, Гомера, Феокрита и Адама Смита, а также знал о существовании хореев и ямбов. Иными словами, умел соответствовать требованиям современного общества. Те же требования, очевидно, стоит предъявлять и к менеджеру по продажам – он должен быть достаточно образован, чтобы общаться не только на профессиональные темы и не только языком псевдооптимистичных выкриков из презентаций в PowerPoint. В противном случае он рискует вызвать к себе несколько легкомысленное и пренебрежительное отношение со стороны потенциального заказчика. А это совершенно недопустимо, ведь заказчик должен стать не просто покупателем, а другом и единомышленником.

Воспитание

То, что на профессиональном жаргоне бизнес-тренеров называется «деловой этикет, как инструмент самопрезентации», в идеале должно являться неотъемлемой составляющей личности человека (в нашем случае менеджера по продажам): знание основных ролевых моделей, умение вести себя в обществе, попросту говоря – воспитание. Здесь важно понимать, что благоприобретенные навыки общения с потенциальным клиентом – вовсе не то же самое, что искренняя открытость, доброжелательность, чувство собственного достоинства и знание общеупотребительных норм этикета. Разница примерно та же, что между велогонщиком и цирковым медведем, который научился ездить на велосипеде. Уважение, симпатию и доверие клиента скорее вызовет действительно воспитанный человек, а не живая иллюстрация современных технологий бизнес-дрессуры.

Язык

Сегодня модно говорить о той роли, которую играет невербальное общение в бизнес-общении. Якобы жесты, цвет костюма, запах парфюма и манера передвигаться значат даже больше, чем речь нашего менеджера по продажам. Чтобы понять абсурдность такого предположения, достаточно проанализировать собственный опыт делового общения: доверие и приязнь вызывает человек, который говорит близкие и понятные вам вещи и не испытывает болезненных затруднений при поиске нужных слов. Умение говорить не только казенными фразами из корпоративного буклета – несомненно, украсит любого менеджера по продажам в глазах потенциального покупателя. Не только устная, но и письменная речь совершенно необходимы для любых деловых коммуникаций, и чем лучше представитель компании владеет этими навыками, тем больше вероятность продолжительного и взаимовыгодного общения с клиентом.

Внешность

Разница между «быть» и «казаться» зачастую трудноуловима, особенно если речь идет об общении в рамках делового общения. Поэтому успешный менеджер по продажам должен уметь казаться очень успешным менеджером по продажам. При этом стоит помнить, что сами по себе костюм, часы и ботинки не производят впечатления успеха и самоуверенности. Не шляпа красит человека, а человек – шляпу. Умение хорошо выглядеть – такой же профессиональный навык, как использование компьютера или знание специфики рынка для его приобретения потребуется время и усилия. Хорошо если в коллективе есть человек, который мог бы стать для остальных образцом для подражания, в противном случае, всех менеджеров придется отправить на курсы актерского мастерства, где их научат не только покупать, но и носить костюмы.

Интуиция, восприимчивость

В основе НЛП и прочих модных методик воздействия на собеседника лежит набор приемов по стимулированию доверия и симпатии оппонента. Действительно, когда клиент тебе доверяет, остальное – дело техники. Однако, как известно, универсальных методик не существует, и все они оказываются более или менее эффективны в зависимости от объекта и ситуации применения. Намного надежнее себя проявляют естественные качества человека: интуиция, умение «почувствовать» собеседника, понять его настроение и подстроится под него, используя, например, старую как софистика технику «трех зеркал»: зеркала речи, позы и жеста. Главное, чтобы все это: и желание произвести приятное впечатление на собеседника и попытка его «отразить» не выглядели натужно, а совершались легко, на уровне интуиции.

Гибкость

Если верить Гиляровскому, поговорка «не обманешь – не продашь» была первой заповедью российских предпринимателей еще в XIX веке. Приходится признать, что во-многом она актуальна и в наши дни. Хомячков под видом борзых щенков, разумеется, никто не продает, однако, умение предоставить не всю информацию или же выдать недостаток за достоинство – по-прежнему остаются навыками, отличающими успешного менеджера по продажам. Собственно, обманывать покупателя совсем не обязательно, даже вредно для бизнеса. Важно уметь вовремя с ним согласиться, не развеивать его иллюзии по поводу тех или иных качеств, предлагаемого товара или услуги. Собственно гибкость необходима, чтобы предоставить покупателю последний аргумент для принятия окончательного решения. Пусть даже этот аргумент и выглядит не вполне безупречным.

 

 

О доходах (или какая зарплата ожидает хорошего специалиста):

На сегодня сложившаяся потребность в специалистах данного профиля обеспечивает заработную плату от 1200 до нескольких тысяч долларов (максимум прогнозировать трудно). Доход менеджера по продажам напрямую зависит от престижности и продаваемости продукта, что реально оценивают и топ-менеджеры, выдвигая жесткие требования к подбираемым сотрудникам.

О спросе (или востребованности на рынке труда):

Менеджер по продажам – востребованная профессия, которая имеет реальную возможность продвижения вплоть до должности руководителя компании.

При этом важно знать, что времена, когда западная компания была пределом мечтаний соискателя, уходят в прошлое. Российские производственно-торговые компании и оптовые компании работая динамично, почти полностью заменив импорт, активно расширяют свою долю на рынке, опережая конкурентов, увеличивая прибыль.

Многие российские компании ищут мастеров продаж. И если кандидаты отвечают предъявляемым критериям (многие из которых перечислены выше), то они составляют знаменательные 6 % "золотого фонда", за которые готовы бороться, и которые готовы "покупать" и "перекупать" директора и владельцы компаний.

Кроме того, хорошему менеджеру по продажам должны быть свойственны клиентоориентированность, с одной стороны, и стремление к глубокому и детальному изучению продукта – с другой. Также очень важно для продажника умение брать на себя ответственность за принятие решений.

Плюсы и минусы

Работа в сфере продаж связана с высоким уровнем стресса и нередко предполагает командировки.

Однако, если человек – прирожденный продажник, то удовольствие от работы перекрывает вышеназванные минусы. К тому же у менеджеров по продажам есть возможность зарабатывать в разы больше собственного начальства.

Оплата труда

Начинающий менеджер по продажам может зарабатывать от 500 y.e. в месяц. Средняя зарплата продажника с опытом составляет 2500–3000 y.e. Но это лишь приблизительные цифры, поскольку доходы сейлзов в зависимости от отрасли в целом и от компании в частности могут разительно отличаться!

Как правило, зарплата у представителей данной профессии сдельная. То есть работник получает небольшой базовый оклад плюс бонусы. Размер бонуса может зависеть как от личного объема продаж, так и от объема продаж всей компании. Иногда бонусом является процент от той прибыли, которую менеджер по продажам принес компании.

Настоящий сейлз всегда знает, сколько он может заработать

«Если при приеме на работу продажника очень интересует фикс, можно сразу ставить на нем крест, так как этот человек не любит и не хочет продавать – Настоящий сейлз всегда знает, сколько он может заработать. Поэтому большая часть их заработка складывается именно из бонусов. А проценты от продаж зависят от работодателя. Так, 10% считается очень хорошей долей».

Перспективы

Что касается перспектив карьерного роста, то чаще всего продажники выбирают горизонтальное развитие карьеры. Они расширяют свой функционал, осваивая новые продукты, рынки и т. д. Но бывают случаи, когда сейлз вырастает и до директора по продажам. Здесь все зависит от наличия у него менеджерской компетенции.

Сегодня в некоторых компаниях менеджеров по продажам стали приглашать на должности эйчаров

Кстати, у хорошего менеджера по продажам всегда есть возможность сменить род деятельности, не теряя при этом высокую зарплату. Например, менеджерам по продажам зачастую приходится руководить наймом и обучением сотрудников, а также решать вопросы, связанные с их увольнением, переводом и продвижением по службе. Поэтому сегодня в некоторых компаниях менеджеров по продажам стали приглашать на должности эйчаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания: - Образование значения не имеет. Необходимы знания отрасли, продукта, психологии, офисной орг. техники и т.д.

Личность: Тип тоже серьезной роли не играет, мне знакомы как холерики, так и полнейшие флегматики, успешно работающие в данной сфере. Главное это опыт и профессиональные навыки. Конечно, среди менеджеров по продажам намного чаще встречаются экстраверты, чем интроверты.

Мотивация: Менеджер по продажам – это работа, прежде всего, на результат. Классическая мотивация - % с продаж. За фиксированную заработную плату представители этой профессии работать не будет.

Таблица: Компетенции менеджера по продажам

Компетенция

Основные проявления в действии

Возможные вопросы

Инициативность

Действия, нацеленные на достижение результата; действие для достижения результата более высокого, чем требуется; проактивность

Быстро отвечает

Предпринимает самостоятельные действия

Делает больше, чем требуется

Приведите пример того, когда вы сделали больше, чем от вас ожидали на вашей текущей работе в _____________

Какие шаги вы предприняли для того, чтобы улучшить вашу работу или развить навыки? Приведите пример этого

Каково ваше основное достижение в __________? Что вы предприняли для того, чтобы достичь этого?

Способность продавать/ убедительность

Использование подходящих стилей межличностного взаимодействия и инструментов общения для того, чтобы продукт, услуга или идея были приняты собеседником или клиентом

Задает вопросы и перефразирует

Действует в соответствии со своей стратегией

Достигает взаимопонимания

Демонстрирует способность

Добивается приверженности

Какова одна из лучших идей, которую вы представили, но не смогли продать менеджеру/супервайзеру/лидеру группы/коллеге/клиенту? Что вы использовали в этом процессе? Что не было успешным?

Приведите пример, когда вам удалось достичь такой договоренности с клиентом, которая серьезно повысила использование вашего продукта или услуги. Что вы сделали?

На каком уровне в организации клиента обычно находится ваша аудитория? Как часто вы продаете этому уровню? Какой самый высокий уровень иерархии, которому вам удалось что-нибудь продать? Расскажите мне

Устойчивость к стрессу

Поддержание стабильного уровня работы под давлением или при оппозиции (например, давление сроков или неясности); управление стрессов в манере, приемлемой для других и организации

Сфокусирован

Поддерживает отношения

Эффективно справляется со стрессом

Бывало ли, что вы сталкивались с этическим конфликтом или конфликтом ценностей на вашей работе? Приведите пример, когда это с вами случилось. Как вы отреагировали?

Работали ли вы когда-либо на работе с высоким уровнем неясности, двусмысленности? Приведите пример. Как вы себя вели?

У нас всех бывают дни, когда мы чувствуем себя перегруженными работой. Приведите пример того, когда вы были перегружены на работе. Как вы реагировали?

Коммуникации

Способность предоставлять и получать информацию, относящуюся к работе

Выражается ясно и точно

Может впитывать новую информацию без труда

Внимательно слушает всю информацию, данную в беседе

Информирует соответствующих людей, использует подходящие каналы коммуникации (имейл, телефон, письмо, личный разговор)

Пишет понятно о сложных вещах

Расскажите мне о времени, когда вам необходимо было впитать большое количество новой информации. Как вам это было? Что помогло вам в этой ситуации?

Вам нравится слушать? Расскажите, когда в последний раз эти навыки помогли вам?

Вам нравится делиться информацией? Расскажите мне о случае, когда информация, которой вы поделились, была полезна для выполнения задачи или проекта

Как вы определяете, каким каналом коммуникации воспользоваться? Что вы предпочитаете?

Как вы оцениваете ваши письменные навыки? Можете ли вы сейчас написать сообщение о вашем последнем отпуске, чтобы мы могли посмотреть на ваши письменные навыки

Ориентация на клиента

Помощь другим в достижении их целей

Хорошо общается с клиентами

Хорошо разбирается со сложными ситуациями с клиентами

Постоянно старается удовлетворить клиентов

Ищет и отслеживает обратную связь от клиентов

Что такое для вас сложный клиент? Приходилось ли вам когда-либо сталкиваться с клиентом, который был труднее других? Расскажите, пожалуйста, как вы общались с ним / ней?

Расскажите мне о случае, когда вы столкнулись со сложной клиентской ситуацией. Что вы сделали?

Важно ли для вас удовлетворять все нужды клиентов? Расскажите мне о случае, когда это было непросто. Что вы сделали? Что у вас получилось?

Яндекс.Метрика